О ценности разговоров с детьми о прошлом.

Отчет о времени жизни ребенка начинается с момента рождения. По этой причине до определенного возраста ребенок живет с ощущением, что все крутится вокруг него, а для родителей он смысл всего и вся. «До трех лет дети думают, что родителей до его появления на свет тоже не существовало», — говорит… Мария Архангельская, семейный психологПозже дети начинают интересоваться жизнью родителей до рождения малыша. Так малыши узнают, что папа когда-то ходил в детский сад, а мама была маленькой девочкой с косичками… Рассказывать о своей жизни до рождения ребенка важно для того, чтобы он не рос с чувством «пупа земли». Важны не прилизанные истории о том, какими были родители хорошими и послушными (дети отлично чувствуют фальшь), а реальные истории. Детям важно знать, как их родители взрослели, совершали ошибки, влюблялись, путешествовали, пробовали себя в различных видах деятельности.

Рассказывая о своей молодости, важно учитывать возраст ребенка, выбирать соответствующие слова и выражения, определять подходящее время рассказа и понимать его цель. Какими «не совсем приличными» событиями прошлого жизни родители делятся чаще всего?

Неудовлетворительная учеба

Некоторые родители хвастаются своими успехами в учёбе, другие скрывают документы об образовании. Многие взрослые думают, что если ребёнок узнает о их неуспехах в школе или институте, то потеряют авторитет в его глазах или отобьют у него желание учиться. Не стоит бояться этого. Родительский авторитет строится на поведении мамы и папы в настоящем, на том, как они общаются друг с другом и близкими, насколько тесно связаны с ребёнком, умеют ли слушать и устанавливать границы дозволенного. Заинтересованность учёбой проще подогреть, если родители сами активно изучают что-то новое.

Мелкое хулиганство

Двадцать лет назад можно было попасть в милицию за порчу цветов, попытку проникнуть в общежитие после его закрытия или проведение дискотек во дворе. Все это можно назвать безобидными проказничествами, если не учитывать риск, что ваш ребенок когда-нибудь окажется на балконе третьего этажа с риском падения и травм. «Такие истории уместно вплетать в контекст, когда подобная ситуация могла коснуться вашего ребенка, — говорит Мария Архангельская. — Простые жизненные истории позволяют подрастающему поколению понять, что все не ново под луной, и мы все попадали в неприятности, справляясь с ними разным образом. В воспитательном плане это важно, если вы хотите, чтобы ваши дети не боялись совершать ошибки».

Личные отношения

До встречи друг с другом у вас были другие партнёры. С восьми лет ребёнок начинает интересоваться миром чувств и отношений. Рассказы о них на конкретных примерах из собственной жизни — один из лучших вариантов. При этом важно не навязывать ребёнку, как «правильно» чувствовать в данный момент, а спросить, какие чувства испытывал бы он сам, как бы поступил. Такие рассказы могут стать «оберегом» от несчастной первой любви. Ребёнок запомнит, что людей, с которыми можно построить близкие отношения, может быть много.

Злоупотребление алкоголем

Нужно ли рассказывать семилетнему ребёнку о том, как отвратительно утреннее похмелье и как много глупостей совершили в нетрезвом состоянии? Вряд ли! Да и подросткам лет 12-13 это знать не обязательно. В этом возрасте родительские подвиги такого рода воспримут, как слабость. «Рассказывая о подобного рода ситуациях, не ожидайте воспитательного эффекта: мол — алкоголь зло, — говорит наш эксперт. — У ваших детей будет другой опыт. Так вы можете показать, что не боитесь быть несовершенным и можете рассказать о собственном не самом позитивном опыте. В этом случае с определенной долей вероятности дети тоже будут нарабатывать подобный навык».

Сексуальная жизнь

Первый неудачный секс, изнасилование, ранний аборт, одноразовые интимные встречи, перенесенные венерические заболевания – этот тяжелый опыт не всегда осмысливается даже во взрослом возрасте. Такие «взрослые» моменты нужно обсуждать с детьми, а лучше уже с подростками, очень осторожно. Важно, чтобы родители смогли оставить эти события в прошлом, — объясняет Мария Архангельская. — Если вспоминая их, испытываете гнев, агрессию, слезы накатывают, значит, вы не проработали эту историю. В этом случае вам нужна психологическая поддержка. Если происшедшее вас больше не волнует, и вы понимаете, что в данном контексте важно поднять эту тему с ребенком, можно аккуратно начать разговор.