
Разочарование в руководстве — обычное явление на работе. Причины могут быть различными, порой даже неосознанными. Например, психологические особенности руководителя и подчиненного, разные характеры, стремления, цели, взаимная неприязнь, непонимание, стиль управления — любая из этих характеристик может привести к конфликту. В подобной ситуации чаще всего страдает подчиненный: его положение усложняет защиту от несправедливых обвинений даже если начальник ошибается. Поэтому такие обстоятельства требуют от сотрудника благоразумия, дипломатии и умения предугадать последствия.
Что делать, чтобы разрешить конфликт?

Избежать разногласий с руководителями полностью невозможно. Вам нужно будет учиться строить продуктивную работу вместе.
- Начните с себя.Психолог Ольга Туровцева предлагает проанализировать: не являются ли причинами раздора с начальником собственные слова, действия, ошибки на работе. Это необходимо, чтобы понять, связано ли недовольство руководителя лишь с его капризами или у вас есть объективные причины для него. Прямая коммуникация помогает минимизировать конфликты.
- Сохраняйте спокойствие.В разгорающемся конфликте не стоит усугублять ситуацию, доводя её до критической точки. В подобной обстановке поступки, совершенные под давлением эмоций, могут оказаться фатальными. Старайтесь вести себя спокойно и уверенно, сохраняя фактичность в разговоре с руководителем. Эмоциональные выпады менее эффективны, чем аргументированная речь, основанная на данных. Если чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, обозначьте это и предложите перерыв для более конструктивного обсуждения без негативных эмоций.
- Избегайте разногласий с руководством при присутствии коллег. Лучше поговорить о проблеме лично, объяснив свою позицию, особенно если есть сомнения в верности его мнения.
- Следите за дыханием.Это даст вам уверенность. Если ощутите, что дыхание становится прерывистым и поверхностным, попытайтесь сделать свободный вдох, наполняя легкие, и медленный выдох.
- Используйте аргументы, а не эмоции.Эксперт советует в рабочих спорах обращать внимание на рабочие процессы, а не личные стремления. Помните: любую точку зрения можно аргументировать, переформулировать с использованием деловой лексики, применять стандартные приемы переговоров и даже инструменты работы с негативом. Старайтесь быть корректными в высказываниях, чтобы не задеть самолюбие руководителя.
- Подчеркните свою общность с боссом.Общность стремлений, интересов, профессиональных навыков. («Мы с вами оба преследуем благородную цель совершенствования, именно поэтому прошу разъяснить причины вашего несогласия с … «). Выразите уважение к авторитету руководителя, его взглядам. («Уважаю ваше дальновидное восприятие проблемы, поэтому хочу уточнить, какой из предложенных мной вариантов более соответствует вашим представлениям …»)
- Развивайте умение корректно формулировать замечания и сохранять спокойствие при получении критики. Критика не всегда направлена против вас, иногда она может стать стимулом для развития. Ольга Туровцева советует: «Не можете изменить ситуацию, меняйте свое отношение к ней. Если столкновения с руководителем случаются регулярно, научитесь рассматривать их как задачу, которую можно решить, изменив свою позицию, а не как безнадежную проблему». Если увольнение не входит в ваши планы, а конфликты неизбежны, сосредоточьтесь на причинах, по которым вы пришли на эту работу — заработка, опыта или карьерного роста. Руководитель управляет компанией и предоставляет вам возможности для этого. Не обязательно любить его и быть для него идеальным, как и он для вас.
- Уважайте иерархию, выражая свою точку зрения тактично. Ограничьте общение деловым вопросам, следуя инструкциям по должностям. При нарушении границ начальником, переходе на личности, неуместных оценках и советах, обозначьте границы.
Без обиды и агрессии объясните недовольство: «Буду признательна, если вы смягчите тон и мы спокойно обсудим все». «Личная жизнь не относится к работе, обсуждать ее не буду». - Внимательно выполняйте свои обязанности. Работа — главное. Уверенность в результатах работы и себе даёт силы противостоять критике. Можно всегда найти повод для претензий, но если критика несправедлива, то она вас меньше заденет.
- Абстрагируйтесь.Руководитель сказал слова, которые не касаются вас как личности. «Помните, все хорошо с вами, независимо от оценок начальства», — говорит Ольга Туровцева. «Не позволяйте конфликту на работе затронуть вашу жизнь вне работы. Рассмотрите ситуацию с другой стороны. Если разобраться сложно самостоятельно, обратитесь к психологу. Это поможет взглянуть на ситуацию по-новому и обратить внимание на то, что может быть вам не заметно».
Лучше уволиться

Не каждый рабочий конфликт нуждается в разрешении. Существуют ситуации, когда игра не стоит свеч, и лучше искать новое место работы. «Это случаи, когда руководитель провоцирует сотрудников на споры и разногласия, создавая нездоровую обстановку в коллективе, — говорит Ольга Туровцева. — Особенно сложно, если агрессия руководителя связана с неуравновешенной психикой и тем, что он отыгрывается на подчиненных из-за властных полномочий. Если это происходит постоянно и без реальных причин, выматывает вас и не дает нормально работать, а разумные методы не помогают, то выход — уйти из компании. Здоровье, как психическое, так и физиологическое, дороже».