Более полусотни фотографий поступило от наших читателей, проявивших интерес проективными тестами, размещенными на сайте. Выражаю признательность всем, кто присоединился к этому эксперименту. Наш эксперт – психолог из Москвы, кандидат психологических наук Анастасия Томилова, как и было обещано, я расшифровала первые десять рисунков. Не расстраивайтесь, если вы не вошли в эту первую десятку. Постарайтесь найти в описанных рисунках черты, свойственные вашим, чтобы вы могли применить результаты тестов к себе.
Рисунок №1
Изображение зверя на этом рисунке весьма напоминает собаку, то есть реальное животное. Это свидетельствует о сильном стремлении автора к управлению любой ситуацией. Неопределенность вызывает у него беспокойство, поэтому он старается адаптировать любые новые ситуации, обстоятельства и даже эмоции к уже знакомым схемам. Если рассматривать пропорции зверька, то голова и хвост кажутся непропорционально большими по сравнению с туловищем и конечностями. Длинный хвост (а в некоторых случаях пушистый или, например, скрученный в жгутик) указывает на значимость сексуальной сферы для автора. Крупная голова – признак рационального мышления и способности находить разумное объяснение в любой нестандартной ситуации, а также принимать обдуманные и взвешенные решения. Отсутствие рта говорит о наличии у автора определенных трудностей в общении.
Рисунок №2
Отсутствие четких очертаний в изображении животного указывает на то, что автор рисунка испытывает определенную обеспокоенность в процессе общения с другими людьми. Вероятно, когда-то человек выбрал для себя определенную модель поведения (например, роль доброжелателя, душевного человека, верного друга для многих) и теперь не может от нее отказаться, хотя часто, на подсознательном уровне, ощущает потребность в этом, желая просто быть собой. Персонажи также проявляют заметный контраст: когда открытая, сильная и располагающая к общению личность сталкивается со сложной ситуацией, она теряет всю свою уверенность, стойкость, позитивный настрой и самооценку, и нуждается в надежной опоре. По всей видимости, как внешняя доброжелательность, так и внутренняя неуверенность представлены в преувеличенном виде.
Рисунок №3
«Человекодракон» – несмотря на внушительное название, сам зверь кажется довольно беззащитным. Возможно, жизнь художника течет неторопливо и не всегда продуктивно, хотя он и стремится к более динамичному развитию событий. Можно предположить склонность к обдуманным и взвешенным действиям, исполнительность и аккуратность в работе. Чешуя, покрывающая все тело животного, указывает на то, что автор не только нуждается в постоянной защите своих интересов, но и способен ее обеспечить. Небольшие конечности символизируют трудности в сфере коммуникации. Также заметен контраст – столь грозное название животного не соответствует наивности и нежности в его внешности (полупрозрачные крылья, меланхоличное личико девушки). Все это говорит о том, что в жизни автор также стремится демонстрировать себя более слабым и беззащитным, хотя на самом деле обладает внутренней силой, умеет защищать себя и брать ответственность за свои поступки.
Рисунок №4
Первое, что привлекает внимание, — внушительные размеры тела животного. Это указывает на стремление человека, чтобы его замечали, слышали и ценили. Возможно, речь идет о серьезных амбициях, о желании добиться признания и получить поклонение. Глаза с густыми ресницами служат тому подтверждением — человек стремится быть привлекательным и вызывать симпатию. Объемный, пушистый хвост свидетельствует о ярко выраженной сексуальности. Чрезмерное количество ног в данном случае не обеспечивает опору, а отражает потребность в ней. Человек испытывает нехватку общения. Большие уши животного также указывают на потребность в информации. Наличие крыльев — признак романтичности, инфантильности, склонности к фантазированию, которое частично компенсирует недостаток общения.
Рисунок №5
Схематичность рисунка часто указывает на стремление человека дистанцироваться от социальных связей, на его скрытность. Иногда это может быть связано с аутичными чертами (склонностью к одиночеству) или даже с агрессивным поведением. Однако, учитывая изображение открытых объятий, можно предположить, что автор не стремится к изоляции и не испытывает злости или обиды, а просто склонен к упрощению. В реальной жизни такая манера поведения позволяет человеку взаимодействовать с окружающими, не раскрывая свою личность, что помогает ему ощущать себя защищенным и уверенным. Тем не менее, очевидны сложности в общении и выраженные интровертные черты.
Рисунок №6
Внешний вид животного весьма необычен, что свидетельствует о креативности автора и богатом воображении. Однако рисунок воспринимается как фрагментарный, будто состоящий из отдельных элементов, что может указывать на возможную внутреннюю дисгармонию, трудности с самоанализом, формированием представления о себе и осознанием своих нужд. Заметны выраженные признаки агрессии: рога, высунутый язык, когти на лапах. Примечательный элемент – крылья, которые обычно ассоциируются с некоторой детскостью или излишней романтичностью, но здесь они опущены. Это можно интерпретировать как намеренное подавление этих черт характера.
Рисунок №7
Все три рисунка вызывают интерес. Фигурки людей изображены схематично, что может указывать либо на усталость от общения и желание замкнуться, либо на стремление к упрощению. Также заметно, насколько мала фигурка под дождем, – очевидно, автору нелегко справляться со сложными ситуациями. Негативные обстоятельства прорисованы подробно, занимают весь лист, что говорит о склонности к драматизации и преувеличениям, а фигурка, напротив, уменьшена, что может свидетельствовать как о пассивности, так и о нежелании бороться. Изображенный зверь довольно узнаваем – он напоминает настоящего слоненка, но с добавлением вымышленных деталей. Большие крылья, напоминающие человеческие уши, – признак инфантильности и сентиментальности. Человек предстает активным и деятельным, но при этом склонен перекладывать ответственность и избегать принятия значимых решений – он хороший исполнитель, но вряд ли сможет стать лидером. Интересен элемент в виде «бороды». Он указывает на желание нравиться, на попытку быть оригинальным и неординарным.
Рисунок №8
Понять, что изобразила девочка-подросток, не составляет труда. Зверек прорисован с заметным усердием и вовлеченностью, что, вероятно, отражает присущие автору рисунка качества в реальной жизни. Заметны некоторые признаки беспокойства относительно своей внешности, некоторая озабоченность ею. Наиболее выразительные детали рисунка – «шапка» на голове и хвост. Последний, если бы речь шла о взрослом, мог бы указывать на высокую сексуальность. Однако в данном случае он скорее подтверждает, что автор находится в подростковом возрасте. Образование на голове (неважно, мозг, прическа или парик), перекрывающее лицо, демонстрирует стремление выставлять себя напоказ, как с помощью внешнего вида, так и посредством знаний. Автор рисунка нуждается в признании и поддержке – об этом говорит неуверенность, проявленная в изображении зверя.
Рисунок №9
Создателю этого рисунка могла бы быть полезна консультация психолога, поскольку прослеживается определенная проблема с самоопределением. Многочисленные повторяющиеся элементы, из которых состоит животное, нарисованное довольно поспешно, могут свидетельствовать либо о фиксации на чем-либо, либо об отрицании собственной личности. Кроме того, выраженные сексуальные стремления (на рисунке — непропорционально увеличенный хвост), потребность в демонстрации себя и привлечении внимания (изображение короны на голове), а также определенная склонность к агрессии на фоне общей неуверенности в себе – не способствуют комфортному и сбалансированному развитию личности. Если же эта картинка – шутка, и автор таким образом хотел проверить компетентность специалиста, то вышесказанное не имеет значения.
Рисунок №10
В рисунке прослеживаются едва заметные признаки беспокойства, неуверенности и страха. Автора можно охарактеризовать как человека чуткого, терпеливого и верного. Персонажи на рисунке малоразличимы – можно предположить, что человек живет в состоянии некоторой настороженности, заранее готовясь к неблагоприятным событиям. Если автор и изображенные им персонажи разных полов, это может указывать либо на незрелую полоролевую идентичность, либо на осознанное перенятие чужой модели поведения (возможно, автору таким образом комфортнее, выгоднее или проще). Щенок на рисунке может символизировать объект заботы и защиты, либо самого человека. Это говорит о том, что, несмотря на внешнюю устойчивость к неблагоприятным обстоятельствам, он остро нуждается в поддержке, защите, покровительстве, близости и тепле.
Теперь, благодаря рекомендациям Анастасии Томиловой, вы сможете самостоятельно анализировать свои рисунки.