Психологические советы по общению с трудными личностями

Не имеет значения, какие связи вас связывают с сложными людьми — рабочие, дружеские или семейные. Если вам часто приходится общаться с таким человеком, психологи советуют помнить о намерении и сострадании. Планируя общение, желательно заранее обдумать свои намерения и цели этого разговора (например, донести свою точку зрения по тому или иному вопросу), а в процессе — признавать чувства собеседника. «Вы можете испытывать к нему сочувствие и ожидать большего от него, желать его изменения, это нормально», — комментирует . Джули Фог – психолог и сооснователь коммуникационной компании. VitalVoiceTraining.

Как реализовать это на практике? Предлагаем пять действенных методов.

Разработайте «план игры»

Перед обращением к человеку, вызывающему раздражение, определите цель. Хотите лишь снять своё расстройство или рассчитываете на изменение его поведения? «Понимание цели может повлиять на успех общения», — утверждает Джули Фог.

Манера ведения разговора также влияет на его ход и результат. Если уже на второй реплике раздражающего начальника вы начинаете повышать голос, продуктивной беседы едва ли получится добиться. Постарайтесь проанализировать свой usual стиль общения с неприятным человеком — быстро переходите на крик, язвите или игнорируете? Взаимоговорники легко это замечают и «заводятся» в ответ. «Если вы не отслеживаете свои реакции, то в конечном итоге делаете виновным в провальной беседе другого человека. Хотя и ваша собственная ответственность за это есть тоже», — отмечает психолог Сьюзан Фи.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, разговаривайте спокойно, контролируйте эмоции. При необходимости продумайте беседу заранее, представьте возможные ответы собеседника. Такое упражнение даст чувство уверенности и спокойствия.

Рассматривайте беседу в перспективе

Часто мы называем человека «сложным», если его желания отличаются от наших. Нам сложно общаться, когда у нас разные взгляды и цели по определенным вопросам. Вероятно, в подобных ситуациях и собеседник может считать вас сложным человеком.

Психологи советуют: за каждым заявлением о проблеме скрывается желание. Чтобы улучшить общение и избежать упреков, иногда полезно спросить собеседника, чего он желает. Джули Фог добавляет: «В ситуации с трудным человеком сосредоточьтесь на нём и покажите, что вас интересуют его слова и мысли. Это может успокоить его, особенно если он расстроен».

Чтобы легче общаться с непростым собеседником, обратите внимание на него и его реакции.

Найдите свой подход

[image id = «3784650»]

Вступая в диалог с этим человеком, руководствоваться интуицией. Джули Фог настоятельно рекомендует относиться к собеседнику с уважением. Не отгораживайтесь от него и не позволяйте себе повышать голос — эти способы общения бесполезны. Содержать переговоры с трудным человеком при присутствии посторонних — это лишнее напряжение для обеих сторон.

Коучи советуют демонстрировать уверенность и уважение к себе. Излишние извинения и оправдания создают впечатление слабости и понижают ваш статус в глазах собеседника.

Женщины часто стремятся избежать конфликтов и сложных бесед из-за традиционного воспитания, которое учит их быть внимательными к чувствам других.

Возьмите эти советы как основу для разработки своей коммуникационной стратегии.

Осознайте, когда разговор пора закончить

Когда обсуждение утрачивает свою конструктивность и переходит в токсичную плоскость.

Придумайте заранее, как отреагировать в такой ситуации: спокойствие с помощью глубоких вздохов или прерывание разговора?

Избегайте перехода к взаимным упрекам. Развивайте умение отличать человека от его действий и, в особенности, от стиля ведения беседы.

Решите, когда прекратить борьбу

Некоторые трудности разрешить полностью нельзя. Когда весёлый коллега портит настроение и работу, разговоры с ним могут оказаться бесполезными.

Постоянные скандалы свекрови? Честный разговор не помог? Тогда, может быть, нужно ограничить общение?

Не всегда удается найти общий язык с трудными людьми, но попытаться всё же стоит.