Не имеет значения, какие связи вас связывают с сложными людьми — рабочие, дружеские или семейные. Если вам часто приходится общаться с таким человеком, психологи советуют помнить о намерении и сострадании. Планируя общение, желательно заранее обдумать свои намерения и цели этого разговора (например, донести свою точку зрения по тому или иному вопросу), а в процессе — признавать чувства собеседника. «Вы можете испытывать к нему сочувствие и ожидать большего от него, желать его изменения, это нормально», — комментирует . Джули Фог – психолог и сооснователь коммуникационной компании. VitalVoiceTraining.
Как реализовать это на практике? Предлагаем пять действенных методов.
Разработайте «план игры»
Перед обращением к человеку, вызывающему раздражение, определите цель. Хотите лишь снять своё расстройство или рассчитываете на изменение его поведения? «Понимание цели может повлиять на успех общения», — утверждает Джули Фог.
Манера ведения разговора также влияет на его ход и результат. Если уже на второй реплике раздражающего начальника вы начинаете повышать голос, продуктивной беседы едва ли получится добиться. Постарайтесь проанализировать свой usual стиль общения с неприятным человеком — быстро переходите на крик, язвите или игнорируете? Взаимоговорники легко это замечают и «заводятся» в ответ. «Если вы не отслеживаете свои реакции, то в конечном итоге делаете виновным в провальной беседе другого человека. Хотя и ваша собственная ответственность за это есть тоже», — отмечает психолог Сьюзан Фи.
Чтобы не допускать подобных ситуаций, разговаривайте спокойно, контролируйте эмоции. При необходимости продумайте беседу заранее, представьте возможные ответы собеседника. Такое упражнение даст чувство уверенности и спокойствия.
Рассматривайте беседу в перспективе
Часто мы называем человека «сложным», если его желания отличаются от наших. Нам сложно общаться, когда у нас разные взгляды и цели по определенным вопросам. Вероятно, в подобных ситуациях и собеседник может считать вас сложным человеком.
Психологи советуют: за каждым заявлением о проблеме скрывается желание. Чтобы улучшить общение и избежать упреков, иногда полезно спросить собеседника, чего он желает. Джули Фог добавляет: «В ситуации с трудным человеком сосредоточьтесь на нём и покажите, что вас интересуют его слова и мысли. Это может успокоить его, особенно если он расстроен».
Чтобы легче общаться с непростым собеседником, обратите внимание на него и его реакции.
Найдите свой подход
[image id = «3784650»]
Вступая в диалог с этим человеком, руководствоваться интуицией. Джули Фог настоятельно рекомендует относиться к собеседнику с уважением. Не отгораживайтесь от него и не позволяйте себе повышать голос — эти способы общения бесполезны. Содержать переговоры с трудным человеком при присутствии посторонних — это лишнее напряжение для обеих сторон.
Коучи советуют демонстрировать уверенность и уважение к себе. Излишние извинения и оправдания создают впечатление слабости и понижают ваш статус в глазах собеседника.
Женщины часто стремятся избежать конфликтов и сложных бесед из-за традиционного воспитания, которое учит их быть внимательными к чувствам других.
Возьмите эти советы как основу для разработки своей коммуникационной стратегии.
Осознайте, когда разговор пора закончить
Когда обсуждение утрачивает свою конструктивность и переходит в токсичную плоскость.
Придумайте заранее, как отреагировать в такой ситуации: спокойствие с помощью глубоких вздохов или прерывание разговора?
Избегайте перехода к взаимным упрекам. Развивайте умение отличать человека от его действий и, в особенности, от стиля ведения беседы.
Решите, когда прекратить борьбу
Некоторые трудности разрешить полностью нельзя. Когда весёлый коллега портит настроение и работу, разговоры с ним могут оказаться бесполезными.
Постоянные скандалы свекрови? Честный разговор не помог? Тогда, может быть, нужно ограничить общение?
Не всегда удается найти общий язык с трудными людьми, но попытаться всё же стоит.