Источник:
iStockphoto
Родительский подход бывает двух видов: чрезмерная озабоченность с бесконечными визитами к специалистам или, наоборот, игнорирование советов и упускание важных сигналов.
Евгения Ермолаева, клинический психолог и исполнительный директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, сказала… При выборе подхода важно руководствоваться научными данными об особенностях развития детей в раннем возрасте, а не полагаться только на личный опыт, советы специалистов или публикации в блогах.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, развитие ребенка в раннем возрасте и риск возникновения в дальнейшем различных нарушений могут негативно воздействовать следующие факторы.
-
особенности течения беременностиК примеру, недостаток кислорода в организме плода во время последнего этапа беременности или при родах;
-
употреблениеБеременная и кормящая женщина Алкоголь и другие токсические вещества, а также лекарства. ;
-
ребенок родился недоношенным;
-
развитие осложнений во время родов или сразу после них;
-
в семье есть риск развития наследственных заболеваний;
-
послеродовая депрессия у мамы.
Евгения ЕрмолаеваПсихология, педиатрия
Психолог клиники, руководитель Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, специалист Детского фонда ООН.
Важно помнить, что каждое дитя развивается по-своему. Если указанных рисков вы не обнаружили, В возрасте от нуля до трёх лет ребёнок особенно восприимчив к внешним воздействиям. Необходимо проявлять повышенное внимание и систематически следить за развитием малыша. », — советует Евгения Ермолаева.
10 сигналов, которые должны насторожить
Эксперт назвала десять признаков, указывающих на вероятную задержку развития ребёнка.
С пяти месяцев малыш уже не сможет удерживать взгляд на движущемся предмете, игрушке или человеке. . Это может свидетельствовать о нарушениях зрения.
Ребенок с полугода и старше не умеет держать головку и переворачиваться со спины на живот, и наоборот. Это может свидетельствовать о проблемах с функционированием двигательных функций.
Ребенок с шестимесячного возраста и старше не проявляет реакции на резкие звуки, не испугавшись их, и не поворачивает головку в сторону звука. . Это может говорить о нарушениях слуха.
С шестимесячного возраста ребёнок реже улыбается, радуется и смеётся. Такое поведение может быть признаком проблем с психикой.
Ребенок с возрастом от одного года и больше не садится самостоятельно, не пытается подняться на ноги, держась за опору. Это может быть признаком нарушений в работе нервной системы, контролирующей движение.
С полутора лет ребенок не стремится к взрослому, не отличает знакомых от незнакомых, мать от отца. Это может свидетельствовать о проблемах в сфере психического здоровья и когнитивных способностей.
С годовалого возраста ребенок может не реагировать на собственное имя и не применять жесты типа «привет», «пока» или «дай». Может указывать на проблемы со слухом, общением или обучением.
Специалисты из одного из центров Монтессори обратились к нам с просьбой о помощи одному ребенку, который не отзывался на свое имя, не смотрел на предметы при их показе взрослым и играл однообразно: только крутил и катал предметы. Все эти признаки могли свидетельствовать о возможных признаках расстройства аутистического спектра. Были проведены дополнительные обследования, разработана индивидуальная программа реабилитации для малыша. Благодаря внимательности педагогов ребенок вовремя получил помощь специалистов и уже значительно улучшил коммуникацию с миром, — говорит Евгения Ермолаева.
Ребёнок в возрасте от 1,5 лет и старше не говорит, не указывает пальцем и не подаёт просьбы, желая чего-либо. Это может свидетельствовать о проблемах с речью и общением.
К специалистам часто обращаются матери, беспокоясь о том, что их малыш мало говорит или вовсе молчит. Обследование чаще всего показывает, что развитие соответствует возрасту, и маме не стоит сравнивать ребенка со сверстниками. Иногда у ребенка очень заботливые и понимающие близкие — в жизни ему почти нет необходимости разговаривать, поэтому он и не говорит. Тем не менее, иногда требуются дополнительные занятия для развития моторики, физические упражнения, после которых ребенок также начинает говорить, — добавляет клинический психолог.
С двух лет ребенок привередлив к еде, самостоятельно есть ложками не умеет, режим сна отсутствует, сигналы о необходимости смены подгузника не подает. Это может свидетельствовать о задержках в развитии психики и когнитивных способностей.
С двух с половиной лет и старше ребенок предпочитает другие виды игр вместо игр с предметами. Малыш не играет с пупсиком, машинкой, не разговаривает по телефону, не умеет собрать пирамидку или простейший пазл. Вполне вероятно, что у него отставание в развитии познавательных способностей.
В этом году к специалистам обратились родители девочки двух с половиной лет. Она спокойно играла в пазлы и конструкторы, могла долго сохранять концентрацию. В речи девочка использовала сложные литературные слова, легко учила стихи. При этом родители и воспитатели сталкивались с необъяснимыми истериками, отказами от еды. В детском саду беспокоились, что девочка играет сама, негативно реагирует, если другие подходят к ней. Обследование показало: при высоком уровне навыков в познавательном развитии и моторике девочка сильно отставала в навыках самообслуживания и социального взаимодействия. Сейчас ребенок проходит углубленное диагностическое обследование из-за риска аутизма.
Куда идти с вопросами
Если вас тревожат трудности в развитии ребёнка, обратитесь за консультацией к врачам, специалистам по раннему вмешательству.
Обратитесь к своему педиатру, а при необходимости – к детскому неврологу.