
Повышающийся уровень экологической сознательности людей во всем мире увеличивает спрос на органическую и натуральную косметику. Сертификация (экомаркировка) упрощает правильный и легкий выбор таких средств по уходу.
Что такое «натуральность» и «экологичность»

Сразу раскрываем секрет: у натуральной косметики нет официального определения ни в одном законе мира. В то же время, специалисты давно пришли к единому мнению о её значении.
Косметика натуральная — это продукция, которая не содержит компонентов нефтехимического происхождения и веществ, которые могут быть вредны для человека и природы. Татьяна Лебедева занимает должность исполнительного директора Союза производителей натуральной, органической и экокосметики ONE. При производстве натуральной косметики (исключение составляют шелк и кармин) не применяются животные компоненты, добыча которых вредит фауне. Испытания на животных запрещены. К такой продукции предъявляются повышенные экологические требования. Органическая косметика — это натуральное средство с определенным процентом ингредиентов, полученных из органического сельского хозяйства.

На фото:Татьяна Лебедева, исполнительный директор Соза производителей натуральной, органической и экокосметики ONE.
Современная натуральная косметика — результат последних достижений зеленой и биохимии, одной из самых динамично развивающихся областей знаний. Бренды, производящие востребованную натуральную косметику, возглавляют косметическо-парфюмерную индустрию.
Помимо солнечных панелей, электромобилей и переработки отходов, производство качественной натуральной косметики приобретает важное значение в нашем будущем, где средства по уходу за собой не наносят вреда человеку и окружающей среде.
Как выбирать натуральную косметику

Чтобы правильно выбрать, покупателю нужно обладать знаниями и опытом в определении натуральности товара по составу его компонентов. Другой надежный вариант — доверие производителю, бренду.
«В мире насчитывается около 30 стандартов для натуральной косметики, — поясняет наш эксперт. — Это добровольные стандарты, подтверждение соответствия которым осуществляется сертификацией. В России наиболее известны COSMOS (Cosmos Organic, Cosmos Natural), сертифицирующего органа ECOCert и ICEA, USDA Organic, NSF, Nature, Demeter. Сертификация — самый предпочтительный способ для производителя доказать натуральность своих средств. И самый простой метод для вас отличить натуральный или органический продукт от того, который хочет этим казаться. То есть от лжеэкологических продуктов».
Экосертификация натуральной и органической косметики популярна в европейских государствах ЕС и растет во всем мире, например, в Азии. В Германии и Франции 70 процентов натуральных косметических товаров сертифицированы.
Экосертификация, осуществляемая независимым органом согласно стандарту ISO 17065, является наиболее распространенной практикой в мире по очистке рынка от поддельных и ложных экологических товаров. Программа ООН по окружающей среде (UNEP) ее рекомендует.

На фотографии: крем-бальзам для рук «Активное восстановление» от бренда моего сына. ; 2 — тоник для лица, Feel NatureУвлажняющая альгинатная маска для лица от бренда Smorodina. ; 4 — лосьон для тела, LIA LAB.
Что такое гринвошинг и в чем его опасность
В настоящее время многие кремы и шампуни рекламируют себя как натуральные, используя изображения зеленого листа и такие фразы, как «сила природы», «органическое масло миндаля», «растительная косметика».
Прибегать к маркетинговым уловкам (гринвошинг) проще и дешевле, чем создавать эффективный натуральный косметический продукт, — говорит Татьяна Лебедева. Цель гринвошинга — ввести покупателя в заблуждение. Но проблема выходит за рамки этого: гринвошинг-приемы могут сбить с толку розничные бьюти-сети, бизнес сообщество и даже органы власти. Самый известный пример: «биоразлагаемые» пакеты, которые не разлагаются на российских свалках.
Какое состояние у натуральной косметики на российском рынке?

В последнее время стандарт Cosmos (Ecocert) приобретал популярность в России благодаря брендам Natura Siberica, Levrana, Mi&ko и др., получившим сертификат.
В феврале 2022 года сертификационный процесс в России был практически остановлен из-за трудностей для европейских аудиторов приезжать в РФ. В результате сложнее определить, насколько натуральна косметика на полках магазинов. Сейчас, как никогда, в России нужен собственный строгий стандарт сертификации натуральной косметики.

Фотография демонстрирует энзиматическую пудру для лица и Booster bar.
В России теперь действует стандарт OneProof. Стандарт OneProof — это добровольные правила экосертификации для натуральной (OneProof NATURAL) и органической (OneProof ORGANIC) косметики, а также сертификации косметических ингредиентов. В нем запрещены нефтехимия, вредные производственные процессы, ингредиенты, полученные с вредом для позвоночных животных, и микропластик.
OneProof создан, следуя самым авторитетным международным стандартам для натуральной и органической косметики Cosmos* и NaTrue.
По словам нашего специалиста, к основным принципам стандарта OneProof относятся прослеживаемость происхождения сырья и косметических компонентов, производственных процессов и прочих аспектов. Важный момент — принцип предосторожности: OneProof запрещает использование ингредиентов, если у мировой научной общественности есть сомнения в их влиянии на здоровье человека и окружающую среду.

Информация проверена экспертом


Татьяна Лебедева
Глава ассоциации производителей натуральной, органики и экокосметики ONE.