Дислексия у детей и взрослых: признаки, о которых говорит психолингвист Бачурина

Источник:
iStockphoto

Люди с дислексией способны обладать высоким интеллектом, однако им… стоит задача по-особому адаптироваться В процессе обучения и общения родителям с педагогами следует разработать для таких детей индивидуальные пути обучения. традиционные методы им не всегда подходят.

Елена Бачурина, психолингвист, полиглот и автор методики быстрого освоения языков, поделилась своим мнением о том, как помочь таким людям, в интервью «Доктору Питеру».

Елена БачуринаПсихолингвистика

Язык изучает специалист по психологии языка, владеющий несколькими языками и создавший метод быстрого изучения языков.

До 10% населения

Исследования показывают, чтоДислексией страдают до 10 процентов людей в каждой стране. Дети с такой проблемой обычно учатся не так хорошо из-за трудностей с пониманием текста. Читают медленно и допускают орфографические ошибки.

Основные признаки дислексии:

  • трудности с чтением;

  • медленный темп, неуверенность при чтении;

  • сложности с пониманием прочитанного текста;

  • ошибки в правописании;

  • путает буквы, переставляет их местами;

  • Затруднения с запоминанием порядка букв и слов в предложении.

  • Трудности с структурированием мыслей и освоением алфавита, а также фонетических норм.

Причины не изучены

Причины дислексии не полностью известны, но учёные предполагают связь с особенностями работы мозга. Большинство исследователей считают главными причинами генетику. Сотрудники Университета Глазго выяснили, что до 40% детей с дислексией имеют в роду родственников с подобными трудностями.

Специалисты оценивают уровень чтения и письма ребенка с помощью стандартных тестов и психологического тестирования, беседуют с ним и сравнивают выявленные результаты с возрастными нормами. Для выявления профиля трудностей проводят интервью с родителями и педагогами.

Как поддержать человека с дислексией

Для ребёнка важно создать атмосферу покоя и поддержки, чтобы читать и делать домашние задания было комфортно. Поддерживать стремление и замечать старания, вместо того чтобы огорчаться достижениям. Участвовать в организации образовательного процесса, применять эффективные визуальные средства для планирования: схемы, графики, перечни дел, подсветка важных текстовых фрагментов. отдельных его элементов.

Фонетические методы обучения эффективны. Примерно такой подход, как метод Ортона—Джиллингем, современным устройством предлагает множество вариантов. Существуют текстовые редакторы с возможностью озвучивания текста и программы для преобразования речи в текст. Для выявления важных слов и улучшения восприятия полезно использовать цветные стикеры или маркеры. Разделите текст на небольшие фрагменты.

Совет эксперта

Советую закрыть нечитаемое ребенком поле чистым листом бумаги и применить «метод пальца». Ребенок указывает пальцем или карандашом на каждую букву строки во время чтения. Сначала таким образом отслеживается каждый слог, затем каждое слово и так далее.

Взрослым с дислексией, при чтении книги в одиночестве можно воспользоваться методом, который кажется детским, но эффективно помогает.

Отношение меняется

Мнение о дислексии всё чаще меняется к лучшему, и нужно помнить: это не значит, что у человека маленький интеллект, а скорее неврологическое отклонение. Такие люди сталкиваются с трудностями, приблизительно 40 % из них отмечают проблемы в общественной или профессиональной деятельности из-за несотрудничества окружающих.

Что делать, если у близкого — дислексия

Проконсультируйтесь со специалистом, чтобы выяснить наличие у вас диагноза и принять его как свою особенность. Если речь идёт о ребёнке, поощряйте его интерес к чтению, подбирая книги по его интересам. Используйте игры и практические занятия для обучения, делая процесс более увлекательным.

Пусть ребёнок учится так, как ему комфортно, и похвалите его старания. Эти рекомендации помогут сформировать благоприятную обстановку для ребенка с дислексией, способствуя его успехам в учебе и общении. Эти советы могут быть полезны и взрослому человеку, испытывающему подобные трудности.

За счёт разнообразия учебного окружения и использования мультимедиа при изучении информация дислексия эффективно корректируется.