Бачурина поделилась методом борьбы с речевыми нарушениями

Источник:
iStockphoto

Речь — высшая функция, сложное соединение когнитивных, психологических, физиологических рефлексов и навыков. Это одно из главных отличий человека от других живых существ на Земле. Её значение огромно: нарушение речи ухудшает социализацию человека, понижает качество его жизни.

Психолингвист, полиглот и автор методики быстрого изучения языков Елена Бачурина объяснила, почему так происходит и что можно сделать, в интервью для «Доктора Питера».

Елена БачуринаПсихолингвистика

Специалист по психологии языка, владеющий несколькими языками, создатель системы быстрого освоения языков.

Речь сформировалась давно

Существование речи восходит к глубокой древности. Современные археологические изыскания и достижения генетики свидетельствуют о том, что даже у денисовского человека, обнаруженного в алтайской пещере,… Существовал ген FOXP2, контролирующий ряд мозговых функций, важных для формирования речи. В случае повреждения этого гена речь нарушается у людей.

Учёные исследовали сотни семей, где на протяжении нескольких поколений встречаются одинаковые наследственные речевые расстройства, и у всех участников обнаружили повреждение данного гена. Проблемы с речью от этого заболевания не исчерпывают источники проблем.

Какие бывают нарушения речи

Все разделяют на различные группы. В первую очередь — генетические факторы, как следует из упомянутого исследования. Наличие у близкого родственника дислексии или речевых нарушений увеличивает вероятность подобных расстройств у ребёнка. .

Другой причиной речевых проблем являются другие проблемы со здоровьем. Например, дети, появившиеся на свет раньше срока, могут иметь больший риск развития таких нарушений. Малый вес при рождении также относится к фактору риска. Инфекции во время беременности, ранние детские инфекции значительно повышают вероятность проблем. Патологии органического происхождения возникают при повреждении артикуляционного аппарата или… Частей центральной нервной системы , заболеваний органов слуха.

Что касается третьей группы, социально-экономических факторов, то, например, Дети из семей с низким социально-экономическим статусом имеют меньше возможностей для раннего развития языка и редко читают или играют с родителями в развивающие игры. Вероятность возникновения нарушений речи значительно возрастает.

Последние исследования акцентируют внимание на нейробиологических факторах. Ученые всё чаще отмечают, что у этих людей наблюдается отклонение в мозговой активности по сравнению со стандартом.

Какова природа этих нарушений?

Люди сталкиваются с проблемами распознавания и дифференциации отдельных звуков в словах. Недостатки речи могут быть результатом затруднений в удержании и обработке информации в оперативной памяти, что также соотносится с геном FOXP2, это влияет на навыки чтения и письмаБлагодаря успехам психолингвистики появилась возможность оказывать воздействие на мозг, дыхание, речевой аппарат и психологическое состояние человека при помощи специальных упражнений. Это позволяет восстанавливать и улучшать речь в тех случаях, где это прежде было невозможным.

Дислалия – часто встречающееся расстройство речи, при котором речевой аппарат функционирует нормально, а слух не нарушен. В раннем детстве дислалия отлично корректируется.

Существует много способов тренировать речь.

Вне зависимости от причин нарушений рекомендуется изучать логику речи, делать артикуляционную гимнастику и читать вслух классическую литературу. С клиентами, перенесшими инсульт, для восстановления речи и других когнитивных функций применяем Простой шнурок можно завязывать узлами и снова расплетать, что возможно делать множество раз в день. Отсутствие тяжёлых органических повреждений мозга и нервной системы способствует благоприятному развитию мелкой моторики, что в свою очередь положительно влияет на речевые функции и позволяет человеку повысить качество своей социальной жизни.

Современная наука предлагает более широкий спектр помощи. поможет в конкретной ситуации.

Важна профилактика

Важно заботиться как о лечении, так и о профилактике таких нарушений. Профилактика начинается с рождения и длится всю жизнь. Не нужно слишком сильно баловать ребенка, необходимо читать ему вслух.

Взрослым людям необходимо Важно заботиться о богатстве своего словаря, противодействовать его бедности. Пожилым людям следует продолжать развивать речь, читать и изучать иностранные языки. Такая система позволит сохранить состояние речевых функций на высоком уровне, что поможет человеку вести полноценную и счастливую жизнь.

Проект финансировался грантом Санкт-Петербурга.