Вот уже два года, как я имею полное право именоваться красивым словом «йогиня» — прилежно, два-три раза в неделю по два часа выполняю асаны. Каждый, кто всерьез увлечен йогой, неизбежно сталкивается с вопросом: а чем, собственно, питаться, чтобы достичь успехов в практике?
В поисках ответа я поначалу взялась за теорию: прочитала несколько книг о йогическом питании и выяснила, что оно строится на основе аюрведического. Но в реальности применить полученные знания у меня не получалось.
Все попытки проваливались с треском. Гхи — топленое сливочное масло — пригорало. Кичри — блюдо из риса и маша (разновидность бобовых) — превращалось в неаппетитную разваренную массу неопределенного цвета. От специй во всех блюдах жгло рот.
На мое счастье, Михаил Баранов, один из самых авторитетных инструкторов Аштанга-йога-центра, организовал двухдневный семинар «Йогическое питание в средней полосе». В программе были заявлены не только лекции, но и мастер-классы по кулинарии с последующей дегустацией. Такое мероприятие я просто не могла пропустить.
День первый
Публика на семинар собралась самая разная, но увлечение йогой читалось в каждом. Немного опоздавший Михаил разложил принесенные с собой шуршащие пакеты с продуктами, устроился на полу, и гастрономическое действо началось. Одновременно он посвящал нас в тонкости йогического подхода к рациону.
По характеру воздействия на сознание вся пища делится на три категории (гуны): тамас, раджас и саттва. Раджастичная и тамастичная еда неблагоприятна для здоровья. К ней у йогов причисляется горькая, жареная, вновь разогретая после остывания, несвежая, чрезмерно кислая и острая, соленая, сладкая и жирная пища, а также алкоголь, рыба, мясо.
Саттвичной называют пищу, которая продлевает жизнь, прибавляет сил, приносит чувство радости и удовлетворения. Йоги питаются преимущественно саттвичными продуктами. Это крупы (пшеница, рис и ячмень), молоко, топленое масло, тростниковый сахар, мед, сушеный имбирь, патола (пряность из огурцов), овощи (в первую очередь листовые), фасоль и другие бобовые, чистая вода.
Первый день было решено посвятить блюдам из молока. Особое отношение йогов к молочным продуктам Михаил прокомментировал так: «Практически все йоги — лактовегетарианцы. Молоко считается самым саттвичным, так как это продукт любви коровы к теленку. Скисшее молоко, простокваша — уже менее саттвичны. А вот творог — тяжелый, тамастичный, плохо переваривается».
Молоко плохо сочетается с другими продуктами. Для наилучшего усвоения пить его нужно теплым, с добавлением специй по типу тела. Ватам подходят согревающие специи (имбирь, корица, кардамон, кумин, гвоздика). Питтам — охлаждающие и мягкие (кориандр, фенхель, корица, бадьян, шафран, куркума). Капхам — острые (перец, имбирь, гвоздика, кардамон, кумин). Меняя состав и пропорции специй в молоке, вы каждый раз получаете новый напиток.
Самым интересным мне показалось миндальное молоко, которое к тому же является расаяной (средством омоложения). Оно полезно для всех дош, но больше всего подходит ватам, потому что очень питательно. Для его приготовления мы под руководством Михаила смешали в блендере шафран, кардамон, корицу, очищенный от кожицы миндаль, финики и теплое молоко до консистенции густого коктейля. Просто? Но как вкусно! Миндальное молоко с легкостью заменяет полноценный завтрак.
Следующим на очереди был панир — домашний сыр. Чтобы его приготовить, мы довели молоко до кипения, добавили сок лимона (молоко сразу начинает сворачиваться) и откинули на марлю. В этом рецепте тоже есть место для фантазии. Можно добавить зелень, специи — получится что-то наподобие «Альметте», только без химических добавок. Если марлю положить под пресс, то сыр будет более твердым, как тофу. Правда, попробовать его в первый день не удалось, потому что процесс стекания молочной сыворотки занимает несколько часов.
Последним йогическим блюдом, которым нас угощал Михаил, были лепешки из пророщенной пшеницы с корицей. Мы измельчили проростки в блендере вместе со специями (в нашем случае с корицей, но можно брать любые другие, добавлять орехи и сухофрукты) до консистенции вязкой каши и обжарили с двух сторон на сковороде (как вариант — запечь в духовке, словно печенье). Никаких яиц, соды и прочих атрибутов традиционной выпечки добавлять не нужно.
Уже в первый день семинара я сделала для себя главный вывод: йога это не только полезно, но и необычайно вкусно.
День второй
Первым делом Михаил достал из пластикового контейнера приготовленный вчера панир. Мне он напомнил адыгейский сыр, только более нежный, с приятным кисловатым привкусом. Огорчило одно — из литра молока получается не больше 200 г панира, так что приготовление домашнего сыра — удовольствие дорогое.
Весь второй день семинара Михаил учил нас делать блюда из бобовых, овощей и круп. Классика жанра — кичри (или кичади, та самая, которая мне никак не давалась).
[new-page]
Как приготовить: рецепт кичри
Эту рассыпчатую кашу готовят на воде из риса и пророщенного маша. По ходу дела добавляют специи (кориандр, кардамон, куркуму, имбирь) и овощи, подходящие по типу тела. Кичри очень сытное и полезное блюдо на каждый день. Его также используют как монодиету после выполнения очистительных процедур. Обычное соотношение риса и маша 2:1, маш можно заменить красной чечевицей. Приготовленная на семинаре кичри выглядела настолько аппетитно, что те слушатели, которым не хватило вилок, с удовольствием ели ее… кусочками лука-порея!
Для того чтобы разжечь агни (сила пищеварения, пищеварительный огонь), за 10–15 минут до еды рекомендуется съесть салат качамбер, который обладает одновременно острым и кислым вкусом. Для его приготовления к пророщенному машу добавляют нарезанную зелень, имбирь, сок лимона и оливковое масло. Возможны различные вариации с более привычными продуктами, например помидорами и огурцами. Неизменными должны оставаться лимонный сок и имбирь, именно они пробуждают аппетит.
Михаил также научил нас готовить лепешки из маша, упму (поджаренные на сковороде овощи с крупой и специями) и хумус. Эту пасту из нута (его еще называют турецким горохом) едят, намазывая на лаваш и поливая соусом тахини.
Основные рекомендации Михаила относительно диеты практикующего йогина, которые я взяла на заметку, достаточно просты.
— Соблюдать умеренность в еде: треть желудка должна быть наполнена пищей, треть — жидкостью, а треть — пуста. Это необходимое условие для хорошего пищеварения.
— Нельзя запивать еду. Это уменьшает агни. Пить лучше незадолго до еды.
— Фрукты лучше есть отдельно от других продуктов. Стараться не смешивать много продуктов за один прием пищи.
— Есть только тогда, когда действительно хочется. Всю пищу необходимо тщательно пережевывать, стараться не отвлекаться во время еды.
— Есть преимущественно саттвичную пищу, то есть ту, которая способствует уравновешенному состоянию ума. В процессе приготовления стараться сохранить как можно больше праны (жизненной энергии) в продукте. Для этого следует свести к минимуму термообработку — например, в суп класть не пережаренную, а сырую морковь. Есть только свежеприготовленные блюда: чем дольше еда хранится, тем меньше в ней праны.
— Составлять свою диету, исходя из пракрити (своей конституции), сезонных и климатических условий.
— Стараться соблюдать режим питания. Сила пищеварительного огня неодинакова в течение суток. Самый сильный агни — с 11 до 13 часов. Именно на это время должен приходиться основной прием пищи. Ужинать желательно не поздно, пища должна успеть перевариться.
Я не уверена, что мы готовили все блюда канонически правильно. Но Михаил щедро делился со слушателями своим личным опытом, показывал то, что ест практикующий московский йог, и как это приготовить самим. Все просто, быстро, питательно и отвечает этическим нормам йоги, в которых ахимса — непричинение вреда себе и всему окружающему — играет важную роль.