Масштаб программы, прямо скажем, поражает. Предполагается оздоровление нации в два этапа: в ближайшие пару лет объем потребления должен сократиться аж на 15%, в последующие восемь лет — еще на 40%. С одной стороны, это вполне соответствует масштабу бедствия, ведь в России действительно пьют вдвое больше, чем допустимо по стандартам ВОЗ. У нас действительно от алкоголизма и связанных с ним осложнений умирают 75 тыс. человек в год. С другой стороны, мы ведь пришли к этим показателям не за два года и даже не за десять. По статистике, уровень потребления алкоголя за последние 20 лет вырос более чем в полтора раза. Это, кстати сказать, при отрицательном приросте населения.
Как именно премьер планирует мгновенно развернуть эту пьяную реку вспять? А вот как. В первую очередь, конечно, нужно поднять цены. С начала года минимальная стоимость пол-литра водки уже составила 89 руб. Далее планируется ликвидировать рынок нелегального алкоголя, сократить рекламу спиртного, а также усилить профилактику алкоголизма — открыть психологические центры, где специалисты будут рассказывать пьющему населению о вреде пьянства и пользе ЗОЖ.
Ну, поднять цены — это святое. Правда, есть некоторое противоречие между этим пунктом и следующим — борьбой с нелегальным производством. Во-первых, алкоголиков никогда не останавливала высокая стоимость водки. Мы, как известно, за ценой не постоим. Во-вторых, согласно мировой и советской практике, повышение цен неминуемо влечет за собой волну отравлений некачественным алкоголем, на который переключается бедное население. А уж говорить о борьбе с подпольным производством, особенно с нашими традициями взяток и откатов, несколько наивно, если не сказать цинично.
Как следует из обнародованного вчера документа, «в субъектах федерации появятся программы, направленные на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией с учетом местных обычаев и традиций…», а также планируется открытие «…профилактических учреждений… [которые] должны привить россиянам традиции здорового образа жизни». Все это замечательно, только неясно, как планируется прививать традиции ЗОЖ в городах и селах, где никаких традиций, кроме тяжелого труда и еще более тяжелого пьянства, не было отродясь.
Единственной здравой идеей мне кажется ограничение рекламы алкоголя. Главный вопрос — насколько и какая реклама будет ограничена. Ведь, к примеру, у нас до сих пор есть такой парадокс, как пивобезалкогольные напитки, для которых действуют куда более мягкие правила рекламы и продажи, чем для крепкого алкоголя. И, похоже, этот оксюморон никуда не денется. Как и вечерняя телереклама пива — двигатель торговли и алкоголизма.