Я оказался в Ришикеше, городе ашрамов, храмов и паломников. Бурлящие воды Ганга несут в город с Гималаев жизненную силу. Здесь я невероятным образом каждый день встречал знакомых, один из них — Юкти, которого я не видел три года, практикует бхакти-йогу, йогу служения и преклонения, живет в пещерах и ашрамах. Вряд ли получится осознать все то, что произошло во время нашего путешествия, но давайте попробуем вместе и вернемся к началу ятры — паломнического путешествия, начавшегося в Дели несколько недель назад.
Мы встретились в Дели с нашей группой, состоящей из 60 участников из 15 стран. Кто-то из нас был более подготовлен, кто-то — совсем не готов, ошибочно полагая, что ятра — это такой выездной йога-семинар. На самом деле ятра — это настоящее паломничество, непосредственная возможность прикоснуться к истокам традиции, понять корни йоги, ощутить ее вечный непреклонный дух. Сделать это не так просто.
Я слышал, что в Индии грязно, но не предполагал, что люди запросто ходят в туалет посреди улицы. Огромное количество нищих, попрошаек, живущих в картонных коробках. В Дели из-за смога мы так и не увидели солнца ни разу за три дня. С другой стороны, здесь радуют улыбки на лицах, храмы и особенная атмосфера. Учитель Карта Сингх, ведущий нас в этом путешествии, на первом классе во внутреннем дворике храма Лакшми-Нараян сказал, что для того, чтобы увидеть истоки, нужно избавиться от двойственности и перестать оценивать все с позиции бытового комфорта, научиться принимать все таким, как оно есть, и позволить потоку дарме нести нас.
На следующий день в 3.30 утра мы отправились на наш первый ишнан, то есть омовение в особом резервуаре сароваре около гурдвары — древнего сикхского храма. Чтобы дойти босыми ногами от автобуса до храма и окунуться там, где окунаются тысячи бездомных, потребовалось немало мужества, но как иначе можно преодолеть эти постоянные цепи условностей ума?
В Дели мы посетили гурдвару, построенную на месте казни 500 сикхов, не пожелавших изменить своей вере. Каждому из них моголы перед казнью предлагали принять ислам, но все и каждый предпочли смерть.
Недалеко от Дели стоит ашрам Гобинд Садан, в котором 35 лет постоянно горит очищающий огонь пуджи. Все эти годы один и тот же человек каждый час подкидывает кокосы в огонь и подливает масло, произнося мантру «Ом намах Шивая». Он выслушал каждого из нас, каждому дал совет, а также масло или пепел. Кстати, пепел в йоговской традиции имеет особый смысл: на санскрите слово звучит как «защита». Особую силу имеет пепел этого костра, поддерживаемого преданным человеком, который не оставляет свою службу много лет. Считается, что он избавляет от веса кармы каждого, кто приходит сюда с чистым сердцем.
Рядом с хованом (кострищем) находился маленький храм, посвященный Баба Сири Чанду — йогу, который прожил 151 год, а выглядел как 12-летний мальчик. В этот храм не пускают, но у меня был интересный момент: этот святой открыл передо мной двери храма и как будто чего-то ждал, но я так и не решился войти туда.
Сикхизм тесно связан с йогой. Так, Баба Сири Чанд был сыном Гуру Нанака, первого сикхского гуру. Чанд был признан главой всех сидха-йогов того времени, то есть йогов, обладающих сверхъестественными силами. Он основал школу удаси-йогов, которая продолжает свою традицию через нирмалов-сикхов, одного из которых, живущего в пещере, всего покрытого пеплом, мы встретили неподалеку от Ришикеша, когда отправились в храм Нил Кант (Синее горло Шивы). Говорят, что этому храму около 7 тыс. лет и на горе, где стоит храм, Шива принял запретный нектар амрит. Но эту легенду я расскажу вам в следующий раз.
Полезные ссылки:
Видеозанятия «Кундалини-йога» с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».