Первым делом несколько слов о том, что такое трейнспоттинг. Этим термином (произошедшим от англ. train — «поезд» и spotting — «обнаружение») принято называть особую железнодорожную страсть. Суть увлечения заключается в том, чтобы наблюдать за проносящимися мимо поездами, считать вагоны, фотографировать их и фиксировать необычные происшествия на железной дороге. Нередки случаи, когда наблюдатели за поездами ставят свое хобби на профессиональные рельсы: начинают работать на железных дорогах или в музеях, посвященных истории железнодорожного движения. А во время отпуска путешествуют по миру исключительно на поездах. Особенно популярным трейнспоттинг стал после выхода одноименной книги Ирвина Уэлша и фильма Дэнни Бойла, поставленного по ней (в русском прокате картина называлась «На игле»).
До сих пор общество мало интересовалось трейнспоттерами. Но вот недавно владельцы токийских отелей, расположенных неподалеку от железнодорожных трасс, не поленились и подсчитали, что армия одних только японских трейнспоттеров, насчитывающая порядка 20 тыс. человек, ежегодно тратит на свое увлечение более 40 млн долларов. И львиная доля этих денег уходит на оплату гостиничных номеров, которые наблюдатели за поездами используют как место дислокации и наблюдательный пункт.
Поскольку обычных постояльцев железнодорожный вид из окна скорее отпугивает, до недавнего времени эти номера относились к категории самых дешевых. Однако теперь, почуяв золотую жилу, токийские отельеры стали самыми активными пропагандистами трейнспоттинга. И сегодня номера, из окон которых открывается живописный вид на рельсы, — одни из самых дорогих. Их стоимость приравнивается к люксам, выходящим окнами на море или, например, цветущий вишневый сад. Посетителям отелей, не знакомых с особенностями трейнспоттинга, его представляют отнюдь не как молодежное увлечение для романтиков и невротиков, а исключительно как особый вид эстетского удовольствия и ультрамодной медитации.
Например, управляющий токийским отелем Mets Akabane похвастался корреспонденту BBC, насколько он преуспел, предлагая клиентам номера с «превосходнейшим» видом на железнодорожный пейзаж, — в какой-то момент они оказались занятыми все, чего не случалось за все время существования гостиницы. А, например, менеджеры другого столичного отеля, Odakyu Hotel Century Southern Tower, выгодно расположившегося неподалеку от крупной железнодорожной развязки — станции Синдзюку, пошли еще дальше: клиентам, соблазнившимся необычными номерами с видом на поезда, они дарят сувениры, сделанные из кусочка стальной рельсы. «Постояльцев, желающих поселиться именно в этих апартаментах, становится все больше», — с гордостью говорит управляющий отелем Odakyu журналистам.
Видела я токийские железные дороги. Красота! На них и не поклоннику трейнспоттинга любо-дорого смотреть. А учитывая новую политику японских отелей, не только любо и не только дорого, но еще и модно. Чего пока, кстати, никак не скажешь о созерцании прелестей РЖД. Хотя, уверена, среди наших соотечественников любителей посидеть неподалеку от железнодорожного полотна и подумать о бренности бытия ничуть не меньше, чем в Японии. Правда, я себя причислить к их компании пока не решусь. Даже несмотря на то, что всякий раз, застряв в машине около переезда, машинально начинаю считать вагоны в пролетающем мимо составе.