В США и Европе это называется customized или personalized food — еда, точно настроенная под нужды и особенности конкретного покупателя. Как правило, такие услуги предоставляют совсем небольшие компании, во главе которых стоят вчерашние покупатели, долго и безуспешно искавшие по всему городу шоколад без орехов для ребенка-аллергика или веганский сыр себе на завтрак. Главный стимул тут — не деньги (хотя и они, безусловно, важны), а радость и энергия, которые появляются благодаря такой работе.
Скажем, врач-терапевт Лора Трис из Калифорнии решила объединить свою страсть к сладостям и здоровому рациону. Она придумала диет-кондитерскую Laura’s Wholesome Junk Food. Исходя из ваших личных пожеланий, вам здесь подбирают кексы, пирожные, печенья и булочки без глютена, трансжиров, холестерина, ароматизаторов и консервантов.
А в Портленде, который славится смелыми реформами (на днях здесь открыли первое кафе, где можно официально выкурить сигарету с марихуаной), владелец стрип-клуба Casa Diablo Gentlemen’s Club Джонни Диабло пару лет назад заточил свое заведение под вегетарианцев. Говядину в буррито и такос заменил на сою, кожаные костюмы танцовщиц — на наряды из кожзама. Стриптизершам-вегетарианкам предоставляются всевозможные скидки и бонусы.
У нас в стране экогастрономия только зарождается. Лидия Серегина, молодая мама и известный популяризатор здорового питания в Рунете (она организует кулинарные мастерские, семинары и лекции с интересными экспертами и много чего еще), в будущем году собирается открыть свою веганскую кондитерскую. В ней будут продавать изделия без яиц, молока, консервантов, разрыхлителей, ароматизаторов, маргарина и сахара. Подробности пока в секрете, но я обязательно буду держать вас в курсе событий — самой интересно.
А вот натуральные хозяйства, где отечественные энтузиасты выращивают зерно, овощи и фрукты, а также разводят скот в экологически чистых природных условиях, существуют уже не один год.
Экоферма Александра Бродовского
Александр Бродовский, владелец экофермы «Горчичная поляна» на 1200 га в Тульской области, говорит, что, когда он в 1996 году вернулся в Москву из Германии после 16-летнего проживания, ситуация со здоровыми продуктами вообще напоминала пустыню.
«В Берлине как раз в то время начали расцветать фермерские рынки, повсюду открывались магазины натурального питания, а у нас ни молока свежего, ни хлеба вкусного было не достать. Приходилось все это возить из-за границы чемоданами». В начале нулевых Александр приобрел землю, и сейчас у него органической свинины, хлеба и овощей-фруктов хватает не только на нужды семьи, но и на небольшое производство. А его свиные колбасы десятка сортов и фермерский хлеб сегодня закупает немецкое посольство в Москве — по мнению Бродовского, это высшее признание качества. Хотя основные покупатели — вовсе не мажорная Рублевка, как он выражается, а молодые родители 30-40 лет. По понедельникам они заказывают через интернет овощи (картофель, свеклу, тыкву) и мясо, в пятницу получают на дом. Средний заказ — на 2000–3000 руб.
Но, по-моему, самая многообещающая тенденция среди идей здорового питания, витающих в воздухе, — интернет-магазины продуктов, которые организуют наши соотечественники, отчаявшиеся найти на полках супермаркета нормальную еду. Вот две свежих истории.
Магазин натуральных продуктов iOrganic
Владелица iOrganic Надежда Десинова довольно долго прожила во Франции и заразилась там страстью к гурманству. «Я подрабатывала няней в семье дипломатов из Словении. Это были первые экофанаты, с которыми я познакомилась. Они покупали только экологически чистые продукты в маленьком магазинчике типа того, что я открыла три месяца назад. Думаю, именно во Франции я стала гурманом. В том смысле, что еда должна не только утолять голод, но и приносить эстетическое и вкусовое удовольствие».
Идея заняться интернет-бизнесом пришла Надежде за чашкой чая в гостях у подруги, которой она подарила пакет вкусного натурального молока из Франции, захваченного к столу случайно. Подруга попросила снабжать ее таким молоком постоянно, потом об этом попросила подруга подруги и далее по цепочке. Для таких вот людей была открыта страничка с ценами в ЖЖ. Сегодня сделать заказ можно по телефону, электронной почте или просто придя в магазин (у него есть реальное представительство — закуток в Измайлово). Вместе с Надеждой там работают еще два человека.
«Мы предлагаем молочные продукты, овощи, кофе, чай, шоколад, специи и многое другое российских и европейских производителей. Хочется отобрать лучшее и самое вкусное из экотоваров по доступным ценам. Я доверяю сертификации Международного экологического фонда и, конечно, европейским BIO, KRAV, Agriculture Biologiquе». По словам Надежды, ее клиенты — молодые мамы, вегетарианцы, аллергики, йоги, светские дамы и творческие люди (архитекторы и актеры), а также ряд кофеен, среди которых кафе Артемия Лебедева на Большой Никитской. Есть несколько знаменитых покупателей. «Но горжусь я больше не именами, а счастливым выражением лица, с которым меня благодарят за хорошие продукты», — признается Десинова.
Сыроедный интернет-магазин «И-Мне»
«Нет ничего более естественного, чем знать, как сделана твоя еда», — уверена Надя Семенова, психолог-танатотерапевт по образованию и идеолог первого в истории Рунета сыроедного магазина. В апреле 2009 года она стала сыроедкой. Создать свой небольшой бизнес ее побудила жесткая необходимость: сыроедный образ жизни сразу повышает требования к качеству продуктов, а достать их в обычных магазинах оказалось нереально.
«Стоит начать есть на 50–60% сырых продуктов, как сразу меняется восприятие вкуса. Продумывая ассортимент магазина, мы с партнерами сделали ставку на то, что едим сами. В основном, мы продаем натуральные продукты длительного хранения — орехи и сухофрукты, семена и злаки для проращивания. Помимо привычных фундука, миндаля, грецких орехов и арахиса есть такие редкости, как зеленая гречка, лен, голозерный овес, сырой кэроб (полезный заменитель какао), миндальная мука, вкуснейшие самодельные сыроедные конфеты, пекан и самый дорогой орех в мире — макадамия. В ближайших планах — инжир натуральной сушки (огромная редкость и потрясающая вкусность), сушеный тутовник, таджикский миндаль, очень ароматные израильские и иранские финики и восточная натуральная сладость хаштак».
Прежде чем сделать заказ у поставщика, команда «И-мне» собирает максимально полную информацию о продукте: как выращивался, где собирался урожай. Все сухофрукты должны быть высушены на солнце либо в тени, а не в печах при высоких температурах. Курага — натурального темного цвета, а не обработанная двуокисью серы до прозрачно-желтого оттенка. Это, по словам Нади, для Москвы, к сожалению, эксклюзив.
«Зарплаты у нас пока не рыночные, вкладываем довольно много в закупки, но магазин в плюсе, и я уверена, что перспектива радужная, несмотря на кризис. Кроме того, помимо филиалов в Москве, Киеве, Барнауле и Одинцово, готовятся к открытию филиалы в Калининграде и Латвии. Мне кажется, мы в самом сердце тренда и по ассортименту, и по подходу к менеджменту».
Надя реализовала в этом году еще один проект — сыроедное меню в летнем кафе-веранде «Море внутри». Эта история продолжится будущей весной. «Я уверена, что через некоторое время у нас будут очень распространены вегетарианские рестораны и кафе с отдельным меню для сыроедов, веганов, макробиотов. Необходимость натурального питания все больше становится очевидной для разных людей. Мы чувствуем себя пионерами там, где скоро будет толпа в хорошем смысле».
Мне тоже хочется верить, что в недалеком будущем таких магазинов и услуг будет больше. А значит, качество нашей еды начнет улучшаться.
А вы в это верите?