Первая новость пришла из благополучной Франции. Курят здесь, конечно, побольше, чем в иных западных странах (42% мужчин и 34% женщин старше 18 лет), но несравнимо меньше, чем, скажем, в Китае (59% и 3% соответственно). Так вот, чтобы снизить эти показатели, на улицах Парижа появились рекламные плакаты, на которых подростки держат во рту сигарету так, что создается недвусмысленное впечатление, будто они занимаются фелляцией с немолодым пузатым дяденькой. Впрочем, лучше один раз увидеть:
В общем, классический пример шокотерапии, которую на Западе не боятся применять в социальной рекламе, и за которую я, кстати, их очень уважаю. Эта реклама вызвала бурю негодования со всех сторон. Понятно, что она не понравилась табачникам, вполне логично, что она задела чувства детских правозащитников. Но самое удивительное: некоторые представители антитабачных организаций высказались в том духе, что эта реклама — злая шутка на тему педофилии, а на эту тему шутить нельзя.
Не знаю, по мне, так эта реклама прямым текстом сообщает: «Вас имеют табачные компании». Мысль вполне справедливая. Тем более что взаимосвязь курения и стадии оральной фиксации удовольствий установил еще доктор Фрейд. И в этом смысле точнее сюжета для антитабачной рекламы просто не найти.
Куда более шокирующей мне показалась другая новость с Кубы (здесь курят 48% мужчин и 28% женщин). У тамошнего сигарного гиганта Habanos S. A., видите ли, продажи за последний год упали на 8% и составили лишь $360 млн. Поправить свои дела кубинские табачники решили за счет женского населения острова. Чтобы увеличить количество курящих женщин, Habanos S. A. планирует прививать им привычку к сигарам. Для этого они выпускают новую марку Julieta — дамский аналог известных сигар Romeo y Julieta. Они будут тоньше и чуть легче. Вот здесь, мне кажется, французская фривольность меркнет перед цинизмом кубинских производителей.
Какое все это имеет отношение к нам? По-моему, прямое. В России курят 58% мужчин и 16% женщин старше 18 лет. Как ни крути, но уровень курения в любой стране обратно пропорционален ее цивилизованности. Если вспомнить ту унылую муть, которую являет собой наша антитабачная реклама, и обилие тонких дамских сигарет в палатках, становится очевидно: как и куда именно нас имеют табачные производители. Неприятно, правда?