Казан, баран и веган

Фото к статье: Казан, баран и веган

Казан, баран и веган

Я всегда очень радуюсь появлению хорошей кулинарной книги. Чаще всего они ярко и уютно оформлены — приятно держать в руках, хочется долго рассматривать. Но обложка книги рецептов «Казан, баран и дастархан» Сталика Ханкишиева для меня стоит в одном ряду с недавно запрещенной антитабачной рекламой, в которой сигарету тушили о младенца. Федеральная антимонопольная служба тогда признала ее «выходящей за рамки общепринятых представлений об этичности» и обязала убрать рекламные щиты с городских улиц за пропаганду жестокого обращения с детьми.

Ровно то же самое я вижу на этой обложке — только в отношении братьев наших меньших. На мой взгляд, ее создатели пропагандируют жестокое обращение с животными, что совершенно не способствуют здоровой психике читателей. Но я вегетарианка. Поэтому, возможно, слишком пристрастна и вижу то, чего в помине нет?

К моему удивлению, многие мясоеды, которых я попросила высказать свое мнение, разделяют мои чувства. «Увидев фотографию, просто физически непроизвольно вздрогнула, ужаснувшись», «Неприятные ощущения. Обложка, скорее, подходит триллеру, а не кулинарной книге», «Сталика я нежно люблю, но обложка сделала из него сексуального маньяка, разделывающего свои жертвы», «Корешок такой милый, и вот вам — дурацкий костюмчик депутата Госдумы, тушка избирателя… Не смешно».

Знакомых веганов можно было даже не спрашивать — их в буквальном смысле слова трясет. «Порнография смерти», «садизм» — самое мягкое, что я от них услышала. Веганы — строгие вегетарианцы, не просто не едят мясо, но даже шерстяные носки считают продуктом жестокого обращения с животными.

Но есть и те, кому обложка понравилась. Никакой жестокости или агрессии они в ней не заметили: «Прямо как из жизни», «Вкусная, слюнки потекли». Мой коллега назвал ее грамотным маркетинговым ходом: «Очень качественная продуманная обложка, которая работает на целевую аудиторию — простых менеджеров. Она как бы говорит офисным парням: ты хоть и белый воротничок, но настоящий мужик, можешь притащить домой барана, сготовить и сожрать его».

Психотерапевту Татьяне Дембицкой мои негативные эмоции тоже показались как минимум странными: «Я вижу мужчину, одетого в классический костюм, держащего освежеванную баранью тушу, — говорит она. — Конечно, сразу бросается в глаза несоответствие — мясник одевается по-другому, работая с мясом. Возможно, автор этим несоответствием хотел привлечь внимание. Это его право. Если бы такая обложка появилась на Ближнем Востоке, она не вызвала бы никакого резонанса. В любой мясной лавке висит от 3 до 10 таких туш. И у восточного человека это не вызывает негативных эмоций. Наоборот, возможность купить целую баранью тушу имеют только состоятельные люди, поэтому часто она — синоним богатства, статуса. Для российских городских жителей смотреть на освежеванную тушу — не самое приятное занятие. Мы к этому не привыкли, ведь покупаем мясо в магазине уже упакованным».

Психолог, имидж-аналитик Жанна Русецкая предложила мне интересное объяснение, почему реакции людей на эту фотографию так разнятся: «Здесь показаны агрессор и его жертва. Если человек увидел убийство живого существа и сочувствует ему, скорее всего, он привык общаться с каждым на равных, настроен на партнерские отношения и поиск компромиссов. Если ассоциирует себя с главным героем и жестокости не заметил — в нем ярко выражено стремление к власти. Он придает большое значение статусу, стремится сделать карьеру любой ценой».

В любом случае, по мнению психологов, такую обложку для кулинарной книги вряд ли можно считать удачной. «Было бы неплохо, если бы издатели учитывали особенности восприятия своих читателей», — считает Татьяна Дембицкая. «Она шокирует и действует на психику, — добавляет Жанна Русецкая. — Может провоцировать у людей агрессивность. Глядя на оформление книги, неосознанно получаешь посыл о том, что, мол, восточная культура более дикая, допускающая убийство. И тут же — что люди, имеющие власть, могут как угодно обращаться с живыми существами, народ для них быдло… Дети, воспитанные на подобного рода картинках, будут считать нормой неуважение к чужой жизни, к личности другого, равнодушие к чужой боли. А у нас в обществе и так налицо это неуважение. Причем чем чувствительнее психика, тем больше человек страдает от такого положения вещей».

Людям, отказавшимся от продуктов животного происхождения из гуманных соображений, в этом смысле сложнее всего. Как показали научные исследования, вегетарианцы и веганы отличаются от мясоедов повышенной эмпатией — способностью ставить себя на место другого (человека или животного) и сопереживать. Если вы дадите себе труд на минуту представить, как живется таким людям в нашем обществе зашкаливающей агрессии, вероятно, в следующий раз вам будет проще удержаться от бестактной шутки «Сейчас опять буду есть при тебе невинно убиенных» в адрес вегетарианца.

Для меня День вегана — как раз возможность потренироваться в терпимости и сочувствии. Мне бы хотелось, чтобы при создании иллюстраций для текстов вроде «Казан, баран и дастархан» учитывались разные мнения. В том числе людей, которые, может быть, никогда не купят и не прочтут такую книгу, но, тем не менее, могут ее случайно увидеть. Думаю, это входит в правила элементарного человеческого общежития. Почему не сделать шаг навстречу веганам? Ведь, возможно, они — гости из будущего. Промышленное животноводство загрязняет окружающую среду и портит климат. Скорее всего, через сто лет человечество будет вынуждено перейти на растительное питание, чтобы сохранить планету. Или я слишком многого хочу, и нам пора в резервацию, строить свой собственный веганский город?



Источник