Не знаю почему, но мне ни разу не доводилось побывать на премьере блокбастера. Вот и на этот раз я не торопилась ни на «Рождественскую историю», ни на «Аватара», которые показывали в формате 3D. Оказывается, повременила я не напрасно.
Победное шествие «Аватара» по экранам мира омрачают отдельные сообщения о плохом самочувствии зрителей во время просмотра. Во всех случаях дискомфорт проявлялся по-разному. Больше всего жалоб — счет им уже на миллионы — поступило из Англии. После сеансов люди чувствовали головную боль, у некоторых случались головокружения и рвота.
На просторах нашей родины тоже наблюдались малоприятные последствия от похода в кино — то на Урале, то на Дальнем Востоке. А для господина Куо из Тайваня просмотр фильма и вовсе закончился трагически: он умер в больнице от инсульта через 11 дней после похода в кинотеатр, и медики связали напрямую два этих события.
Замечено, что ухудшение здоровья происходит только у тех, кто смотрит кино в 3D-версии. Мне кажется, все дело в волшебных очках. Чтобы понять, чем опасен формат three dimensions («три измерения»), нужно хотя бы в первом приближении представлять, как он работает.
Люди воспринимают глубину картинки из-за пространственного несовпадения изображений, проецирующихся на сетчатку глаза. Дело в том, что у человека каждый глаз видит предмет под своим углом, и эти углы слегка отличаются. Поэтому для создания трехмерности необходимо показывать разные картинки для правого и левого глаза. Специальные очки для разделения изображений придуманы уже давно. Как правило, они состоят из пластиковых линз разного цвета — красного и синего. Объемность достигается за счет того, что каждый глаз воспринимает свою часть цветового спектра. Помимо прочего, частота кадров в этом случае составляет 72 против обычных 24, причем кадры для обоих глаз чередуются.
Не нужно быть ученым, чтобы понять: обрабатывать два потока картинок, да еще ускоренных втрое, глазам и мозгу гораздо тяжелее, чем воспринимать обычное кино. Даже здоровым зрителям офтальмологи не рекомендуют более трех сеансов 3D в неделю.
В Америке, где 3D-кинотеатров значительно больше, чем у нас, а значит, больше и потенциальных жалобщиков на новые технологии, медицина всерьез изучает последствия 3D-сеансов. Профессор-офтальмолог Майкл Розенберг из Чикагского университета утверждает, что дело не только в физиологической, но и в ментальной стороне вопроса. «Есть много людей с незначительными проблемами глаз, например с некоторым дисбалансом глазных мышц. В обычных обстоятельствах мозг с этим справляется, — говорит Розенберг, — но в 3D-кино такие люди сталкиваются с совершенно новым опытом, для освоения которого нужны большие мозговые усилия, а они и вызывают головную боль».
Между тем существует мнение, что поляризационные очки действуют на глаза даже положительно. Правда, только первые 15 минут: в это время мышцы, настраивающие хрусталик, расслабляются и отдыхают. Однако затем начинает снижаться цветочувствительность. Поэтому в первые полчаса после просмотра фильма человеку нелегко вернуться к нормальному восприятию реальности. В любом случае безопасное время просмотра объемных фильмов — полтора часа. Вдвое меньше, чем идет тот же «Аватар».
Абсолютные медицинские противопоказания к просмотру 3D-кино: повышенное давление и острые нарушения кровоснабжения мозга, косоглазие и амблиопатия. Если у вас есть что-то из перечисленного, лучше смотреть плоские версии объемных блокбастеров.
Что касается людей с неидеальным зрением, к коим отношусь и я, рекомендации противоречивы. Некоторые врачи считают, что специальные очки поверх обычных искажают изображение и тем самым вызывают головную боль и повышение давления, а у эпилептиков это даже может спровоцировать приступ. Тем не менее специалисты МНТК «Микрохирургия глаза» им. Федорова утверждают: близоруким или дальнозорким все же лучше смотреть 3D-фильмы в двух парах очков. Врачи советуют: если во время сеанса вы почувствовали резь в глазах и настойчивое желание снять очки, лучше последуйте этому импульсу и покиньте кинотеатр.
Также все окулисты говорят об опасности подхватить глазную инфекцию через очки. Ведь за день одну и ту же пару надевает полдюжины зрителей. Теоретически, после каждого сеанса необходимо обрабатывать очки специальным обеззараживающим раствором, но делается ли это — большой вопрос. Так что завтра я планирую взять с собой в кино не только свои очки с диоптриями, но и пузырек санитайзера, ибо на прокатчиков в смысле санитарии особо не рассчитываю.