
Критика — неотъемлемый аспект нашей жизни. Нам приходится с ней сталкиваться на протяжении значительной части юности: от замечаний к школьным работам до оценок работы в профессиональном окружении. психолог Ольга РоманивКритические замечания порой оказывают положительное воздействие: помогают увидеть свои ошибки и двигаться в правильном направлении. Однако нередко критика причиняет боль и порождает внутреннее противостояние, которое может привести к конфликту.

Почему критика часто встречает возражение?
Это случается, когда не ожидаем критики или она оказывается неконструктивной – мнением или провокацией для утверждения себя за наш счёт. Чтобы научиться правильно воспринимать замечания, нужно анализировать реакции (изменяя их) и отличать хорошую критику от плохой. Ваша задача – понять: конструктивны ли сейчас слова и готовы ли вы принять информацию.
Получить обратную связь непросто, особенно если её дают близкие люди: родственники, друзья, коллеги. Важно учиться правильно реагировать на замечания, включать фильтр, когда кто-то говорит, что вы не правы или указывает на ошибки. Правило хорошей критики гласит: «Критикуешь – предлагай». Благодаря этому правилу легко отличить конструктивную критику от желания потрепать вам нервы или заявить о себе за ваш счёт, — поясняет Ольга Романив.
Как правильно реагировать на критику
Определите, что это — конструктивная критика или провокацияЕсли замечание не предлагает конкретных предложений по исправлению ситуации, например, руководитель детально объяснил вам недочеты в отчете, это значит, что это не конструктивная критика. Возможно, это просто личное мнение, попытка самоутвердиться за ваш счет или вывести вас из себя. Хороший ответ на такую критику — обозначить свои границы и поблагодарить собеседника за высказанное мнение.
Не старайтесь защищаться в ответ на критику.Одна из самых сложных вещей в восприятии критики — не реагировать на неё с позиции защиты. Оборонительная реакция в этом случае совершенно естественна, и нужно простить себя и других за то, что она у нас есть, — говорит Ольга Романив. При получении критики полезно слушать с намерением понять, а не парировать. Спросите собеседника, верно ли вы его поняли, попросите привести конкретный пример, проясните все, что вам непонятно. Это отлично работает, когда критика исходит от близких людей или членов семьи.
Если это полезные замечания, человек уточнит свою точку зрения. Если же задача «выступления» – причинить вам боль, собеседник, вероятно, замолчит.
Старайтесь сохранять спокойствие.Критика вызывает раздражение, иногда даже гнев, поэтому мы стремимся сразу перейти к обороне. Чтобы избежать этого, попробуйте снизить напряжение всеми доступными способами: сделайте несколько глубоких вдохов, четырёх-пяти раз резко напрягите и расслабьте мышцы ног, ягодиц и пресса (можно сжать и расслабить кулаки). Эти действия дадут мозгу сигнал о безопасности и отсутствии необходимости защищаться (спорить, повышать голос).
Поблагодарите собеседника за откровенность.Как правило, вас критикуют потому что стремятся к улучшениям. Проанализируйте указания, действительно ли это так, и над чем нужно работать. Не стоит оправдываться и доказывать собеседнику неправоту. Достаточно вежливой реплики вроде «спасибо, я подумаю» или «я тебя услышал». А позже проанализируйте ситуацию со стороны — возможно, здесь действительно есть над чем поработать, говорит Ольга Романив.
Помните, что можете и обязаны сказать человеку, что не согласны. «Если скажете: «Спасибо за отзыв» сквозь стиснутые зубы, покажетесь манипулятивно неискренним. Лучше потратьте время на то, чтобы объяснить, почему не согласны, — советует Ольга Романив. — При этом найдите точки соприкосновения. Даже если не согласны со всем сказанным, найдите какой-то аспект, с которым согласны, и поделитесь им с собеседником. Вознаграждать за откровенность не значит просто принимать все услышанное. Речь идет о том, чтобы показать, что благодарны человеку за то, что он небезразличен».
Отнеситесь к критике как к подарку.На начальном этапе может быть трудно, но постоянная практика улучшит ситуацию. Человек может обозначить проблему, которую, осознав, можно решить. Или человек может обозначить то, что на самом деле проблемой не является. Тогда можно предложить другую точку зрения и возможно изменить мнение собеседника. Если же вы никогда не соглашаетесь с критикой, значит не используете этот дар в полной мере, — напоминает Ольга Романив.
Как правильно вести себя при критике в ваш адрес.
Лучший способ реагировать на критику — спокойный разговор с выражением благодарности и разъяснением своей позиции. Ответные нападки и горячие споры не принесут пользы, так как могут вас вывести из равновесия и создать впечатление о вас, как о склочливой личности. Также не стоит оправдываться, возмущаться, оскорблять оппонента или слишком серьезно воспринимать критику. Помните, что это просто мнение и совет, а у вас есть право принять его или нет.
Внимательно примите эти советы, чтобы научиться умело отвечать на замечания.