15 февраля вступило в силу постановление правительства России, которого все боялись с декабря прошлого года: теперь поставщики «товаров красоты» и большинства продуктов питания не должны получать государственный сертификат качества. Для того чтобы косметическое средство попало в магазин, производителю достаточно предъявить подписанную декларацию о том, что продукт прошел клинические испытания. Без каких бы то ни было реальных подтверждений. То есть, тот или иной Очень Ответственный Бренд может отдать товар на экспертизу в независимую лабораторию и получить сертификат. Но теперь это на совести самих производителей.
В общем, воображение мое живо рисует сценку диалога дистрибьютора и поставщика в стиле «здравствуй, Бим! — здравствуй, Бом!»: «Привет! Вот, принес новый шампунь на продажу!» — «Привет! А он не содержит ингредиентов, опасных для здоровья?» — «Нет, что ты!» — «Чем докажешь?» — «Зуб даю!» — «А, ну тогда ладно!» Утрированно, конечно, но по факту так оно и выйдет. Ведь сертификат Ростеста и раньше проверяли очень редко, а теперь не будет даже этого.
Цель постановления — снизить розничную цену на косметику и, соответственно, расходы фирм на сертификацию. Но дело в том, что расходы эти и так были очень малы. Скорее всего, новый закон приведет к появлению на рынке некачественных товаров в огромных количествах. «Постановление приняли так быстро, что рынок не успеет на него среагировать, — говорит исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова. — Обязанность контроля за продукцией перекладывается на производителя, а далеко не все производители добросовестны, особенно экспортеры».
Благие намерения, конечно, были ровно противоположными — европеизировать систему. Ведь в ЕС предварительный государственный контроль над косметикой почти не осуществляется. Недавно я подробно описывала различия российского и западного косметического законодательства. За границей действительно основную ответственность за качество возлагают на самого поставщика. Дело в том, что если он это доверие не оправдывает, его судят и штрафуют немедленно и на миллионы, вплоть до закрытия бизнеса. У нас же производитель отделается 20 000 — 30 000 руб. И спокойно продолжит свои махинации.
Одним словом, нам с вами остается только надеяться, что крупные бренды, косметикой которых мы давно и успешно пользуемся, от тотальной свободы не расслабятся и не испортятся. Это, конечно, как верить в зубных фей, но иного выбора нет.