В романе «Золотой теленок» Илья Ильф и Евгений Петров писали: «В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь». Спустя восемьдесят лет эту тираду можно совершенно спокойно отнести и к велосипедистам. Участь их незавидна: с одной стороны, им запрещено передвигаться по тротуарам, с другой — они ежеминутно подвергают свою жизнь опасности, лавируя между автомобилями. Мартин Ангелов, скорее всего, сам заядлый велосипедист: последние несколько лет он работает над проектом, призванным превратить езду по городу из путешествия по кругам ада в приятную велопрогулку. Старания его увенчались успехом: проект Line of Bike победил на британском архитектурном конкурсе Line of Site. Позднее Ангелов изменил название на Kolelinia (в переводе с болгарского просто «велосипедная линия») и к январю 2010 года значительно его усовершенствовал.
Суть Kolelinia в том, чтобы проложить велосипедные дорожки над землей. В сущности, это нечто вроде подвесного моста (или канатной дороги), только очень узкого. Согласно чертежам, которые дизайнер выложил в свободном доступе на своем персональном сайте, велодорожка выглядит более чем добротно: железные столбы, глубокие желоба, поручень, к которому велосипедист крепит руль, страхуясь от падения. Отдельно оговаривается такой нюанс: Kolelinia будут установлены не по всему городу, а лишь на самых запруженных автомобилями улицах.
«Жизнь городского велосипедиста тяжела и неказиста, — нараспев произносит представитель городской велокоманды Петербурга, а по совместительству музыкант группы ”Два самолета” Антон Белянкин. — Поведение человека, сидящего верхом на стальном коне, регламентируется десятками правил, за нарушение которых могут оштрафовать». При таком количестве запретов и ограничений, понятное дело, велосипедисты вправе требовать к себе должного отношения на дорогах. Однако на деле выясняется, что прав тот, у кого больше лошадиных сил.
Будет ли реализован проект Мартина Ангелова — неизвестно. Пока что по этому поводу ведутся споры. К примеру, преподаватель Страсбургской школы дизайна Пьер Доз сомневается в том, что у Kolelinia есть будущее: «Довольно заманчивый проект, но есть опасения, что городские условия в скором времени изменятся: появятся электромобили, скорости снизятся, вообще станет меньше машин, и тогда вся эта красота будет бессмысленной». Архитектор петербургской студии «Кремль» Егор Запорожцев нашел в проекте несколько серьезных недочетов: «Во-первых, конструкция не учитывает разницу между видами велосипедов. У спортивных руль расположен значительно ниже, чем у круизеров, и как с этим справится система страховки, непонятно. Во-вторых, не принимаются во внимание погодные условия. Кататься по узкому желобу в дождь или снегопад не очень приятно. И в-третьих, зачем такой проект нужен нам в России, где на велосипедах по городу ездит не так уж много людей? То ли дело Китай или Нидерланды».
У меня к Kolelinia и Ангелову только один вопрос: на какой высоте будет протянута «велотропа»? Очень неохота падать. Как человек, часто катающийся на велосипеде, я бы и не прочь дистанцироваться от автомобилей, но только не ценой отбитых почек.